Школьные методические группы

Школьные методические группы

 

План работы научно-методического совета школы

 

Дата

Содержание работы

август

 Планирование на новый учебный год:

-методической работы

-направление исследовательской работы

-рассмотрение и утверждение планов работы предметных МО

сентябрь

Рассмотрение и утверждение рабочих программ

Определение направлений поисково-исследовательской деятельности по предметам

октябрь

Определение основных направлений работы в рамках реализации программы «Одаренные дети»

ноябрь

Рассмотрение вопросов в соответствии с комплексно-целевыми программами

Об участии учащихся в конкурсах различного уровня (олимпиады, научно-практические конференции)

январь

Определение профильных направлений комплектования 9 класса (промежуточный анализ)

Отчет и анализ руководителей предметных ШМГ о заявленных творческих и исследовательских работах учащихся

февраль

Анализ работы за 1 полугодие

март

О результатах исследования по проблеме «профессионализм учителя»

Подготовка к ученической научно-практической конференции

май

Об итогах районной научно-практической конференции

Проблемы предметных ШМГ:

-анализ учебного года

Формирование задач на следующий учебный год


 

 

Задачи методической службы
в рамках модернизации образования

 

Это не школа, где учат, это школа, где прежде всего любят, уважают, стараются помочь терпимо и терпеливо относится к каждому».

Методическая служба и это должно стать законом не имеет права подменять собой административные органы и выполняет совместно со школой и по запросу школы следующие функции:

обеспечение профессиональной информацией;

поддержка экспериментальной работы педагогов в школе;

диагностика и анализ учебно-воспитательного процесса;

помощь в подготовке школы к аттестации;

организация индивидуального консультирования и профессиональной поддержки педагогов;

поддержка в организации методической и научно-исследовательской работы школы;

организация повышения квалификации;

помощь в проведении профессиональных конкурсов;

помощь в повышении качества и управления образовательным процессом;

выявление, поддержка и распространение передового управленческого и педагогического опыта;

помощь в организации и проведении семинаров, конференций;

отбор и тиражирование педагогических материалов;

помощь в разработке и проведение экспертизы инновационных программ, методик, учебных планов, учебно-методических комплексов;

- помощь в проведении открытых мероприятий.

Основные направления методической службы.

Аналитическая деятельность:

• Информационная,

• организаторско-методическая,

• консультативная.

Ценности методической работы.

Подходы к планированию.

Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности самореализация, самоактуализация и самоорганизация.

Повышение качества методической работе учителя это не только процесс накопления знаний, а это, прежде всего, процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Это становится основой самообразования.

Внутренние ресурсы требуют определенный внешней инициативы, иначе они останутся в виде реализованной возможности.

В концепции модернизации российского образования до 2000 года записано, что «ключевая компетенция учителя это личностно осознаваемая, имеющая личностный смысл системы знаний, умений и навыков.

Одним из эффективных методов управления методической работой в школе является планирование. Разрабатывая план, необходимо ответить на вопрос «Что планируем? Для чего планируем? Какой результат хотим мы получить?».

Критерии плана:

план должен соответствовать потребностям школы и требованиям среды;

он должен быть реальным и достигшим;

в нем четко определены результаты их можно оценить качественно или количественно;

формироваться результаты должны на промежуточных этапах;

план должен определять четкие сроки для каждой фазы;

за каждый результат должен отвечать руководитель, а не исполнитель;

хороший план должен предусматривать все возможные изменения среды.

Процесс планирования:

1. Анализ итогов функционирования системы на данный период. Какие слабые и сильные стороны системы школы? Какие возможности среды?

2. Формулировка целей и подцелей. Построенные «дерева целей» плана. Что мы хотим достичь? Что получить?

3. Определение альтернативных путей достижения целей.

4. Выбор лучшей, оптимальной, действующей альтернативы. Именно цель является ядром плана.

На сегодняшний день в управленческой деятельности ведущим основным видом планирования является программно-целевое планирование, что является одной из форм системного подхода к освоению действий.

Исходным принципом является четкая формулировка целей развития педагогического коллектива и учебно-воспитательного процесса на основе глубокого анализа и итогов работы школы за прошедший учебный год, выявление ее потребностей в новом учебном году.

Итак, вначале работы по плану «дерево целей» ставится генеральная цель, она рассматривается как идеальная, достигается она через частные цели на которые и распадается.

Чем ниже уровень, тем конкретнее его цели. Так происходит построение «дерева целей». Если генеральная цель довольно сложная, то уровней целей будет много. Помните, что при переходе на более низкий уровень системы целей, повышается не только их конкретность, но и количественная определенность целевых нормативов.

И на самом низком уровне цели выражаются в форме конкретных задач по осуществлению определенного вида работы.

Затем под каждую цель формируется конкретная программа ее достижений.

Под каждую программу формируется состав исполнителей, определяются этапы ее выполнения, выбирается оптимальный путь и средства решения программных задач, назначаются сроки и меры контроля.

При планировании методической работы важно рассматривать ее как систему. В зависимости от того какой представляется модель современного учителя, выбирается та или иная модель методической службы.

Методическая работа сегодня направлена, в первую очередь, на развитие и саморазвитие индивидуальной творческой деятельности учителя, на социальную защиту педагогов через оказание систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств.

 

Методические недели

 

Эта неделя проводится только тогда, когда накопилось достаточно значительных достижений и когда педагоги проявили желание показать их своим коллегам. При этом демонстрируется деятельность (учащихся, педколлектива и отдельных учителей, администрации), учебный и воспитательный процесс, методы, приемы и результат, который может отслеживаться «от общего к частному».

Проводится МН не чаще 1 раза в год, предельное количество рассматриваемых вопросов по теме – 5–6. Предельный расход рабочего времени педагога – 10–16 часов (2–3 ч. в день).

Неделю проводят администрация, педагоги, родители и учащиеся. Для этого создаются оргкомитет, творческие группы, в том числе пресс-группа (каждый день недели отражает все интересное), лаборатория форм и методов обучения, микрогруппы учителей для подготовки интегрированных уроков, внеклассных предметных мероприятий, группы планирования, консультирования, поддержки, оценивания и стимулирования.

При организации и проведении методической недели могут быть использованы как стандартные, так и нестандартные формы работы.

Превратить стандартные формы в нестандартные можно путём внесения в них новых идей и предложений .

При обсуждении проблемы, вынесенной на методическую неделю, может возникнуть ситуация, когда группа педагогов отказывается принимать нововведение. Учителя уклоняются – может быть из страха – от использования на своих уроках новых технологий, тогда вместо реальной проблемы предлагается искусственная. Этот метод ( известный также под названием «мозговой штурм по искусственному поводу») может быть использован для ломки укоренившихся стереотипов мышления, привычных моделей поведения и высвобождения творческой энергии слушателей посредством выхода в ирреальную действительность. Так, искусственная проблема гласит: «Как мы можем сделать так, чтобы наши коллеги носили в школе картонные носы?». Слушатели или соревнующиеся друг с другом микрогруппы называют возможные решения этой проблемы, каждое из которых проверяется во время второй фазы на практическую пригодность. Проверочным вопросом при этом является следующий: «Можем ли мы использовать данную идею для решения нашей реальной проблемы?»

Если на этот вопрос даётся положительный ответ, то возможна разработка своего рода стратегии действий и составления графика решения соответствующей проблемы.

Примеры искусственных проблем: как можно уговорить учеников и учителей нашей школы, чтобы они начали отращивать на ногах ногти, на больших переменах танцевать брейк-данс, пользоваться в столовой палочками для еды и др.

Примеры решения искусственных проблем: плакаты с рекламными призывами, листовки и т. д.; научный реферат: «Картонный нос как катализатор школьной реформы»; установление премии за самые красивые картонные носы (вручение «золотого картонного носа») и др.

 

 

 

Формы методической работы

 

Учитель остается учителем, пока он учится.

К. Ушинский

 

Люди учатся всю жизнь. По данным социологов 20% своих знаний они получают через формальное индивидуальное обучение в ССУЗах, вузах, на курсах повышения квалификации, семинарах. Остальные 80% знаний и, что самое главное, опыт они получают через неформальное обучение на своем рабочем месте, а так же при взаимодействии с другими людьми.

Сегодня многие школы осознают тот факт, что все-таки основная часть индивидуального обучения происходит в стенах самой школы, на рабочем месте учителя. Для этого и существует методическая служба. В современной школе методическая служба представляет собой многоуровневую структуру различных видов и форм работы по обучению и развитию кадров.

На какой же конечный результат должна быть направлена эта деятельность?

На формирование в коллективе успешности, соучастия, сотрудничества;

на создание в педагогическом коллективе атмосферы творческого поиска и заинтересованности;

на повышений методического мастерства учителя;

на активное участие в управлении качеством педагогов;

на аттестацию учителей на более высокую квалификационную категорию;

на повышение качества образовательного процесса; на повышение качества знаний учащихся;

на создание банка инновационных идей и технологий;

на разработку творческих авторских программ.

Поэтому методическая служба должна создать такие условия, в которых педагог мог бы в полной мере реализовать свой потенциал. Есть своего рода точка отсчета: не срабатывает методическая служба, и это соответствующим образом отзывается на профессиональном уровне учителя. В связи с этим необходимо осуществлять поиск эффективных направлений, форм и методов методической работы.

Формы методической работы:

диспут, дискуссия,

педсовет, методсовет,

организация методического дня, недели,

творческий отчет,

конкурсы,

фестиваль педагогических идей,

деловая игра,

  «Круглый стол»,

педагогический консилиум,

презентация,

аукцион,

мозговой штурм,

эксперимент,

творческая стажировка,

доклады, выступления,

семинары, семинары-практикумы,

обсуждение проблем,

научно-практические конференции,

самообразование, самоотчеты,

выставки, смотры,

анкетирование,

наставничество,

мастер-классы,

творческие группы,

предметные и межпредметные МО,

методические оперативки,

психолого-педагогические чтения,

микроисследование,

методические консультации,

защита авторских проектов и разработок,

кафедры,

совещание при директоре,

конференции,

научно-исследовательские лаборатории.

В книге В. М. Лизинского «О методической работе в школе» описаны и сгруппированы более 40 различных форм.

От чего же зависит эффективность перечисленных форм работы?

Прежде всего от тех целей и задач, которые ставит перед собой педагогический коллектив и, конечно, от уровня развития коллектива.

Ежегодно составляя план учебно-воспитательной работы, администрация ставит ряд конкретных целей и задач, над которыми будет работать коллектив.

Предположим, что одна из них повышение уровня образованности педагогического коллектива. Какие формы методической работы будут наиболее эффективны?

семинары, семинары-практикумы

организация методического дня, недели,

методические консультации,

психолого-педагогические чтения,

анкетирование,

методические оперативки,

предметные и межпредметные МО,

доклады, выступления.

И особую роль будет играть самообразование учителя - как одна из важнейших форм методической работы.

Главный эффект самообразования это сокращение или поддержание высокого интеллектуального и физического уровня.

Один из отечественных классиков НОТ П. М. Керженцев в качестве одного из принципов самообразования определил ясность и конкретность цели. Когда появляется цель, то обычно в письменном виде составляется план что и какие сроки необходимо освоить, выполнить, сделать. В организации самообразования фактор времени играет весьма значительную роль:

если интерес человека направлен в сторону повышения своей компетенции, то время на него находится;

если самообразовательная мотивации низкая, то времени на него нет или не хватает.

Поэтому одним из важнейших признаков является наличие хорошо работающей системы методической работы, способствующей стимулированию самообразования педагогов и обеспечивающей их профессиональные устремления. Формы самообразования в рамках методической работы могут следующими:

общение с высоко классными учителями, мастерами своего дела;

решение конкретной задачи, имеющий практический характер (внедрение технологии, апробация учебника);

критический обзор периодической печати;

критический обзор существующих форм ведения урока;

реферат;

самоаттестация;

анализ и учет в последующей деятельности ошибок, промахов, неудач.

В результате такого подхода к самообразовательной работе у педагогов приобретается уверенность в своих силах, происходит осознание своих истинных возможностей, проявляются ранее скрытые способности.

В современных условиях результативной является инновационная методическая работа, цель которой внедрение инновационных технологий через МО, проектирование инновационных идей, оценка уровня инновационного потенциала педагогов. Но она может создать ряд острых проблем вплоть до отставания методической деятельности от бурно протекающих в образовании различных процессов. Особенно это относится к тем методическим службам, которым характерно традиционное функционирование, с консервативной структурой методической службы, где нет предметной методической проработки новых идей и не всегда проводится их апробация на эффективность. Традиционный подход, как показывают исследования, оправдывает ожидания в оказании методической помощи только 54% учителей.

Какие формы методической работы необходимо использовать, чтобы перевести школу в режим инноваций?

«Мозговой штурм» используется как эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решения в котором определяется путем свободного выражения мнения всех участников. Это один из лучших методов активизации познавательной деятельности, когда в короткий промежуток времени участники должны предложить наибольшее количество идей, вариантов, подходов, проанализировать их. Все идеи записываются, хотя бы посредством фиксации ключевого слова или фразы, работа строится в группах. Из всех идей группы выбирают по 4 лучших, затем презентуют их, обосновывая свой выбор. В совместно принятой программе прописывается пошаговое участие каждого из членов группы, формы представления, промежуточных результатов, характер деятельности.

Одной из эффективных форм методической работы так же является и «Фестиваль педагогических и методических идей». Это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива, где представляются достижения, как в области методической работы, так и в организации учебного процесса, самодеятельности и творчества.

Цель таких фестивалей познакомиться с педагогическими находками, творчеством отдельных учителей, проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов.

В фестивале участвуют все педагоги, учащиеся, родители. Школа показывает процесс, содержание, формы обучения, диагностирование и методическое обеспечение, организацию воспитательной деятельности, творческие работы учащихся, проводятся конкурсы, смотры, открытые мероприятия.

Педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе и от его квалификации, от его личностных качеств зависит, какой быть сегодня в целом системе образования.

 

 

 

 

 

 

Анализ работы учебного кабинета в 20_  – 20_  гг.

 

 

1. Для работы с какими классами использовался кабинет и находящиеся в нём материалы?

 

 

 

 

 

 

 

2. Что сделано по оформлению и ремонту кабинета?

 

 

 

 

 

 

 

3. Что приобретено для кабинета? (указать источники)

 

 

 

 

 

 

 

4. Какие были проблемы в работе кабинета?

 

 

 

 

 

 

 

5. Как использовался кабинет для внеклассной работы?

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Как была реализована познавательная функция кабинета?

 

 

 

 

 

 

 

 

Зав. кабинетом:      _____________________

 

              

Перспективное планирование материально-технического

обеспечения учебного кабинета № ____ на 20_–20_ гг.

 

 

Направлении

Что необходимо

Отметка

о выполнении

1

Дидактический материал

 

 

 

 

 

2

Таблицы

 

 

 

 

 

3

Видеоматериалы

 

 

 

 

 

4

Аудиоматериалы

 

 

 

 

 

5

Мебель

 

 

 

 

 

6

Ремонт

 

 

 

 

7

ТСО, оборудование

 

 

 

 

 

 

 

 

             

Памятка по экспертизе школьного расписания

При изучении школьного расписания эксперт должен сосредоточиться на следующих вопросах:

I. Соответствие школьного расписания нормативам базисного учебного плана и положениям учебного плана школы

·        соответствует ли перечень учебных предметов, стоящих в школьном расписании, составу образовательных компонентов  базисного учебного плана и перечню учебных предметов, обязательных курсов по выбору, факультативных курсов, зафиксированных в учебном плане школы?

·        сопоставима ли недельная учебная нагрузка обучающихся согласно школьному расписанию и объем максимальной учебной нагрузки, предусмотренной базисным учебным планом и учебным планом школы?

·        соответствует ли объём учебных часов по изучаемым учебным предметам и курсам учебному плану школы?

II. Сбалансированность по видам учебных занятий

·        разделены ли в школьном расписании обязательные и факультативные занятия?

·        предусмотрен ли 45-минутный перерыв между началом факультативных занятий и последним уроком обязательных  занятий?

·        планируются ли факультативные занятия на дни с наименьшим количеством обязательных уроков?

·        предусматриваются ли сдвоенные уроки в 5–9 классах только  лишь для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков трудового обучения (технологии), физкультуры  целевого назначения (лыжи, плавание)?

·        планируется ли проведение сдвоенных уроков по основным и  профильным предметам в 5–9 классах только вслед за уроком физкультуры или после  динамической паузы продолжительностью не менее 30 минут?

·        чередуются ли в школьном расписании предметы естественно-математического и гуманитарного циклов?

III. Учет динамики работоспособности учащихся в сочетании со сложностью предмета

1.     Оптимально ли распределена учебная нагрузка в течение  учебного дня  с учетом степени сложности предметов?

Номер

Учетные предметы (курсы)

урока

Легкие

Средней сложности

Максимальной

сложности

Первый

 

 

 

Второй

 

 

 

Третий

 

 

 

Четвертый

 

 

 

Пятый

 

 

 

Шестой

 

 

 

Примечание:

Степень сложности (трудности) предметов ранжируется в баллах (по И. Г. Сивкову)

Математика, профильные предметы, нетрадиционные курсы –11

Иностранный язык –10

Физика, химия – 9

История – 8

Русский язык, литература – 7

Естествознание, география – 6

Физкультура – 5

Трудовое обучение – 4

Черчение – 3

ИЗО (рисование) – 2

Музыка (пение) – 1

2.     Не группируются ли в один день школьного расписания учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку?

3.     Оптимально ли распределена учебная нагрузка  в течение недели?

 Возможные варианты:

1) в 5–9 классах нагрузку следует распределять так, чтобы наибольшая  интенсивность приходилась (по сумме баллов) на вторник и четверг, в то время как среда была несколько облегченной

2) В 10–11 классах наибольшая интенсивность учебной нагрузки должна приходиться на середину недели (вторник, среда, четверг)

IV. Специфика расписания в начальной школе

1.     Исключены ли сдвоенные уроки из расписания?

2.     Чередуются ли в течение дня и недели основные предметы с уроками музыки, ИЗО, трудового обучения (технологии), физкультуры?

3.     Проводятся ли уроки по основным предметам на 2–3 уроке учебного дня?

Приходится ли наибольшая интенсивность учебной нагрузки на вторник или среду?

 
Дата последнего обновления страницы 05.06.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»